А. Броновицкая, историк архитектуры, о строительстве «Круговой кинопанорамы»:

 

08

 

«1 августа 1954 года открылась после большой реконструкции Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. В том же месяце ЦК КПСС принял постановление о развитии производства сборного железобетона, а 20 декабря того же года Н.С. Хрущев произнес программную речь, радикально перевернувшую представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» в советской архитектуре. Сияющий золотом и мозаиками сказочный городок со всеми своими колоннадами, куполами и шпилями, скульптурами и рельефами, росписями и изразцами, резными деревянными резьбы и прочими плодами фантазии зодчих и труда привезенных со всего Союза мастеров в одночасье превратился из триумфального свидетельства богатства и разнообразия советской культуры в донельзяперегруженный «излишествами» анахронизм. Когда развитие выставочного комплекса в Останкино возобновилось в 1959 году, это произошло уже в совершенно иных культурных и политических условиях».

«16 июня 1959 года, открылась … Выставка достижений народного хозяйства СССР, образованная в результате объединения сельскохозяйственной, промышленной и строительной (на Фрунзенской набережной) выставок. Поначалу преобразование ВСХВ в ВДНХ выразилось в основном в том, что существующие павильоны получили новые экспозиции и оформление интерьеров. Однаков двух случаях были предприняты более существенные строительные интервенции, и их характер побуждает рассматривать Круговую кинопанораму и павильон «Радиоэлектроника» в контексте советско-американских отношений. Самым важным посетителем ВДНХ в первое лето ее работы предстояло стать вице-президенту США Ричарду Никсону, приехавшему в Москву на открытие американской выставки. Во время состоявшейся 24 июля встречи в Сокольниках Хрущева и Никсона, известной под названием «кухонные дебаты», советский руководитель заявил, что американские товары не представляют интереса дня советского народа, так как являются «излишествами», которые на самом деле не нужны для жизни. Но на фразу Никсона о том, что хотя СССР превосходит США в одних отраслях, таких как освоение космоса, в других лидируют американцы и привел в пример цветное телевидение, Хрущев отреагировал иначе: «Нет, мы и в этой технике вас опередили». Чтобы Хрущев мог делать такие заявления, и появились на ВДНХ Кинопанорама и павильон Радиоэлектроники, доказывающие, что в области зрелищных технологий СССР не отстает от США… Но в те же месяцы, когда готовилась американская выставка, по личному указанию Хрущева, группа ученых и инженеров научно-исследовательского кинофотоинститута под руководством профессора Е. Голдовского разработала свою, советскую систему круговой кинопроекции.

 

Панорама разрез

 

Само здание кинопанорамы, спроектированное и построенное всего за три месяца (архитектор Н. Стригалева, инженер Г. Муратов), в архитектурном отношении представляет собой несколько неловкую попытку освоить язык современности. Архитектор логично выбрала круглую форму плана: в нижнем ярусе круглый зрительный зал, на котором до 300 человек могли стоя созерцать проецировавшийся на 22 экрана фильм, окружает галерея фойе, в тыльной части прерываемая служебными помещениями и лестницей, в среднем – проекционные, а наверху собрано вентиляционное и прочее техническое оборудование. Фасад традиционно поделен по вертикали на три части, хотя их пропорции несколько отличаются от классических. Над низким цоколем поднимаются прозрачные стены из стеклопакетов на металлическом каркасе, прикрытом снаружи алюминиевыми профилями. «Для сохранения целостности архитектурного приема, двери входов и выходов расположенные в наружном остеклении фойе, также выполнены прозрачными – из закаленного небьющегося стекла без обвязок», отмечает необычную деталь автор статьи в журнале «Архитектура и строительство Москвы». (см. приложенные файлы). В соответствии с актуальным принципом «перевернутой» тектоники, верхняя часть стен сделана глухой: гладь кладки светлого кирпича оживляют лишь размещенные ближе к крыше группы небольших вентиляционных отверстий. Отсутствие штукатурки позволило вернуться к решению, в свое время доставившему немало неприятностей архитекторам авангарда: карниз под крышей отсутствует, и интенсивность воздействия на стены осадков, стекающих с конусообразной крыши, умеряют лишь вынесенные вперед водостоки. Венчала здание «корона» из волнообразных неоновых трубок с повторяющейся, также светящейся, надписью «Круговая кинопанорама»; к сожалению, этот элемент, сильно украшавший скромное здание, не сохранился. В интерьере современные материалы сочетались с традиционными: стены фойе и зала под экранами были отделаны покрытыми пластиком древесно-стружечные плитами, швы между которыми скрывали алюминиевые накладки на швах, а вот полоса между верхним и нижним рядами экранов была обита черным бархатом, прекрасно подходившим для маскировки линз проекторов.

Несмотря поспешность создания и неизбежную ограниченность репертуара, кинопанорама на ВДНХ, немного модифицированная в 1965-1966 годах, когда 22 экрана заменили на 11, оказалось весьма успешной. Она функционирует до сих пор – единственная из всех построенных когда-то в СССР кинотеатров такого тип».

А.Броновицкая. От ВСХВ к ВДНХ: трансформация выставочного ансамбля в Останкино в конце 1950-х – 1960-х гг.