Специальный проект 6-й Московской биеннале современного искусства

ВЫСТАВКА «КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА»

Ðåêîíñòðóêöèÿ

В сентябре — октябре 2015 года на территории ВДНХ прошла 6-я Московская биеннале современного искусства (кураторы: Барт де Баре, Дафне Аяс, Николаус Шафхаузен). Специальный проект биеннале «Кинотеатр повторного фильма» (кураторская группа: Александра Паперно, Наталья Нусинова, Екатерина Иноземцева) был показан в павильоне «Круговая кинопанорама». Работы художников Натальи Вициной, Дмитрия Гутова, Таисии Коротковой, Александры Паперно, Светланы Шуваевой, Евгения Юфита объединяет остро личная и глубоко индивидуальная творческая работа с коллективной памятью о советском прошлом. Архивное кино — зримое воплощение коллективной памяти. Выдающийся теоретик кино ХХ века Р. Арнхейм назвал кино «коллективным бессознательным нации».

Кажется, советская культурная риторика не придумала более странного определения, чем «повторный фильм», для которого предназначались специальные кинотеатры, где эти самые «повторные фильмы» и показывались. Характеристика «повторный» по отношению к фильму сбивает привычные лингвистические настройки, очевидные автоматические связи, потому что определение «повторный» кажется неотъемлемым свойством самого кино и мы задаемся вопросом – что это за повторный фильм? Значит, был начальный, оригинальный? Или что он повторяет? Ведь фильм вряд ли утрачивает свежесть или оригинальность после первого (премьерного) просмотра, как будто, вступив в реакцию с человеческим глазом, он меняет свои имманентные свойства, и начинается какая-та диффузная реакция, напоминая самыефантастические сюжеты. Повтор, многократный показ становится естественной формой киножизни, законы которой едва ли можно сформулировать, но нам остается специфическая чуткость, странный механизм внутри нас, приближающий или снова отдаляющий то или иное киновпечатление. И выставка «Кинотеатр повторного фильма» как раз и тематизирует подобной тип культурной чуткости, когда возвращение, ретроспекция как художественный принцип, становится средством восстановления естественных связей, разломов истории, по выражению Бориса Гройса.

Место проведения выставки, павильон «Круговая кинопанорама», уникальный памятник позднего советского модернизма, построенный к официальному открытию ВДНХ в 1959 году, символически совпало с идеей выставки. Единый поток советских штампов, в который нас погружают 11 проекторов Кинопанорамы, становится идеальным фоном для процесса дистанцирования от советской коммунальности. На первый план выходит личная память, пересмотр своей панорамы жизни каждого. Пересекающиеся точки зрения художников в образной выставочной конструкции лучей пятиконечной звезды, создают эффект обратной перспективы, призывая нас пристально посмотреть в свое прошлое. Ключевым становится слово «повторный».

Выставка прошла при поддержке Департамента культуры города Москвы, ГБУК Московское Кино, галереи «Триумф» и фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Также кураторская группа выражает благодарность за содействие и помощь в организации выставки лично генеральному директору ГБУК Московское Кино Василисе Орестовой, художественному руководителю Кинопанорамы Анне Котоминой, Московской биеннале современного искусства и лично Людмиле Фрост, Дмитрию Ханкину и Владимиру Смирнову.

 

logo_TRIUMPH_rus             Фонд-С-веб                 panorama              Moskino