Н. Майоров, историк кино, о строительстве «Круговой кинопанорамы»:

 

1001

 

Первая круговая кинопанорама «Синеорама» или «Синекосморама» (Cineorama/Cinecosmorama) была запатентована 25 ноября 1897 года Раулем Гримуэном-Сансоном (Raoul Grimoin-Sanson)… Уолт Дисней (Walt Disney) через полвека после неудачи Гримуэна-Сансона создал круговую панораму – «Циркарама» (Circarama) на основе самых современных технологий своего времени. Для съемки и проекции использовалась обратимой 16-мм цветной кинопленке “Кодахром”. Съемка производилась одиннадцатью синхронно работающими 16-мм кинокамерами «Кодак», смонтированными на круговой опоре, охватывающими горизонт в 360°. Фокусное расстояние объектива каждой камеры 15 мм, угол 32,7° (32,7°:11 =360°)…В Советском Союзе работы по созданию отечественной системы круговой кинопанорамы (Circlorama) были проведены под руководством и непосредственном участии доктора технических наук, профессора Е. М. Голдовского. Кинотеатр круговой кинопанорамы на ВДНХ в Москве был построен в рекордно короткий срок – всего за 3 месяца. В отличие от “Циркорамы” в отечественной системе использовались 22 экрана, установленных в два яруса. Верхний ярус из 11 экранов размером 4,9х4,2 метра при высоте 3,5 метра каждый, устанавливался под углом, образуя конус. А нижние 11 экранов образовывали цилиндр с окружностью 54 метра и диаметром 17 метров. Каждый экран нижнего яруса был 3,6 метра высотой и 4,9 метра шириной. Для съемки и проекции применялась 35 мм пленка, что значительно улучшало качество изображения по резкости и яркости. Фонограмма записывалась на отдельной магнитной пленке в стереофоническом режиме на 9 каналов: 7 каналов обеспечивали звук по окружности зала, 8 канал – звук на потолке, а 9 канал – эффектный звук на полу. Для съемки кругорамного фильма был создан специальный агрегат из 11 кинокамер “Конвас-автомат” с фокусными расстояниями объективов 35 мм. Камеры монтировались на общем основании по кругу таким образом, чтобы углы между оптическими осями смежных объективов равнялись 32°43′. Съемка велась с частотой 25 кадров в секунду на 35 мм пленке с размером кадра 22х16 мм.

Расчеты, проведенные разработчиками советской системы круговой кинопанорамы, под руководством Е.М.Голдовского показали, что для получения высококачественного изображения необходимо всего 9 киноаппаратов и – соответственно 9 экранов, образующих замкнутый круг. Но в целях обмена фильмами с американской “Циркорамой” путем печати копий на 35 мм пленке с 16 мм оригинала и, наоборот, в СССР была принята 11 экранная система. Надо заметить, что за все время существования круговой кинопанорамы никаких обменов фильмами не проводилось. А в 1961 году американская “Циркорама” была заменена 9-ти экранной 35 мм системой кругорамного кино, получившей название “Циркле-Вижн 360” (Circle-Vision 360). Открытие первого кинотеатра “Круговая кинопанорама” на ВДНХ было приурочено, как это было принято в то время к торжественному событию. Этим событием был июньский Пленум ЦК КПСС 1959 года и открытие Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). И естественно, что первыми зрителями нового киночуда стали участники Пленума. На первом киносеансе 15 июня 1959 года демонстрировался первый отечественный кругорамный фильм “Дорога весны”. Режиссер этого фильма Василий Катанян так вспоминает о его съемках: «12 апреля 1959 года. Съемка круговой кинопанорамы “Дорога весны”. Делаем с Леней Махначем. Скорее, скорее, чтобы успеть к Американской выставке на ВДНХ. Американцы привезут свою кругораму – а мы что? Хуже людей? Когда они приедут, мы должны будем сказать: “Подумаешь! У нас эта кругорама уже спокон века. Это здание – чуть не единственное, уцелевшее от наполеоновского пожара в Москве…” Так как времени мало, то мы бросились на юг, где что-то цветет и можно снимать. Тбилиси, Сухуми, Баку, Ашхабад, потом поедем в Ленинград…Съемка одиннадцатью камерами одновременно, и как получится и получается ли вообще – никому не известно, так как посмотреть негде, кинотеатр (уцелевший от пожара Наполеона) еще и не начали строить, а проекция из одиннадцати аппаратов одновременно будет только там. Снимаем буквально вслепую». То, что они «наснимали вслепую», понравилось всем и партийным верхам, и звездам мирового кино – участникам первого московского кинофестиваля 1959 года, и простым зрителям.     Из воспоминай В.Катаняна: “5 августа 1959 года гости смотрели нашу с Махначем “Круговую кинопанораму” на ВДНХ и пришли в неописуемый восторг. Особенно Абель Ганс, который когда-то снимал еще немое трехпленочное кино о Наполеоне (а тут 11 пленок!)”. 26 апреля 1960 года был выпущен второй кругорамный фильм «На Венском фестивале» о Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов. Кинотеатр круговой кинопанорамы на ВДНХ пользовался огромной популярностью у зрителей. Фильмы начинали демонстрироваться с 9 часов утра, а последний сеанс начинался в 9 часов вечера. Не смотря на то, что ежедневно давалось более 18 киносеансов, число желающих посмотреть новый вид кино не уменьшалось. При расчетной вместимости зала в 300 человек, число зрителей на некоторых сеанса достигало пятисот человек. Очередь в кассу занимали с ночи. Зрителями первых лет круговой кинопанорамы были и простые посетители ВДНХ, и именитые партийные, и государственные деятели, и их зарубежные коллеги. Никита Сергеевич Хрущев частенько заезжал на киносеансы с высокими гостями Советского Союза. Надо заметить, что идея создания советской кругорамы принадлежит Н.С.Хрущеву, который после посещения «Циркорамы» в США дал указание создать свое киночудо, да такое, чтобы лучше и больше чем у Диснея. Никита Сергеевич лично курировал работы по строительству кинотеатра, неоднократно приезжал на стройку. Внимание первого лица государства к кинотеатру и его частые визиты на киносеансы требовали высокого качества кинопоказа. Сотрудники кинотеатра неоднократно заказывали допечатку копий фильма в случае обрыва пленки или расхождении в цветопередаче. Качество цвета на позитивах, суммарная однородностью цветопередачи на всех 22-х постах жестко контролировалась. Посещение круговой кинопанорамы было включено в программу для иностранных туристов, приезжавших в Москву. В многочисленных книгах отзывов слова восторга после просмотра кругорамных фильмов подписаны многими известными в мире людьми…

Мне удалось посмотреть в начале 60-х годов только один фильм на 22-х экранах. Это был фильм “На воде и под водой”. Особенно сильное впечатление производили кадры подводной съемки, когда зрители как бы погружались под воду. Но это фильм был интересен не только использованием 22-х экранов для создания единого изображение, но и попыткой художественного использования полиэкранной формы кинематографа на технической основе круговой кинопанорамы. Для съемок в кругорамном фильме впервые был приглашен профессиональный актер – Народный артист СССР М.И.Жаров, который во вступительной части фильма рассказывал, переходя с экрана на экран, историю развития отечественного кинематографа от немого до панорамного. Затем начиналась настоящая кругорамная феерия на всех 22-х экранах. Зрители практически не замечали черных разделительных полос. Возникал полный эффект присутствия и как бы участия зрителей в происходящем на экранах. После этой вступительной части начиналась настоящая кругорамная феерия на всех 22-х экранах. Зрители практически не замечали черных разделительных полос. Возникал полный эффект присутствия и как бы участия зрителей в происходящем на экранах. К сожалению не один из трех первых кругорамных фильмов не сохранился…В РГАКФД сданы на хранение исходные материалы 9-ти кругорамных фильмов, снятых по второй системе советской кругорамы.

Ее разработка началась уже в первый год работы советской круговой кинопанорамы. Кинооператор Б.В.Тимофеев на Центральной студии документальных фильмов провел экспериментальную съемку кругорамного фильма с вертикальным анаморфированием кадра, используя отечественные анаморфотные насадки завода “Ленкинап” и объективы с фокусным расстоянием 40 мм. Этот эксперимент оказался удачным. 2 мая 1965 года прошли последние показы советских кругорамных фильмов по 22-х экранной системе. На следующий день кинотеатр был закрыт и началась его модернизация. Верхний ярус экранов демонтировали и оставили только нижний, увеличив высоту каждого экрана в два раза (7,2х4,9 метров). Для съемок стали использовать 11 кинокамер с анаморфотной оптикой, сужавшей изображение по вертикали с коэффициентом 0,5, а не по горизонтали, как в широкоэкранной системе. При проекции изображение растягивалось так же по вертикали. В отличие от зарубежных систем кругорамы, где съемка и демонстрация фильма производится на стандартный кадр с соотношением ширины к высоте 1,37:1, в системе с вертикальным анаморфированием соотношение ширины к высоте изображения на экране составляет 1:1.63. Такая пропорция изображения на экране, не удобная и не привычная в обычном кинематографе, в круговой кинопанораме увеличивает вертикальный обзор изображения, усиливает эффект присутствия. В тоже время использование 11 кинокамер и кинопроекторов вместо 22 позволяет в два раз экономить пленку и несколько упростить процесс съемки и демонстрации фильмов. А отсутствие черной разделительный полосы между нижним и верхним ярусами экранов создает зрителям больше удобства для просмотра.

4 апреля 1966 года новая советская система круговой кинопанорамы была введена в эксплуатацию. Газета «Московская кинонеделя» в апрельском номере 1966 года сообщала: «На выставке достижений народного хозяйства после значительной реконструкции вновь открылся кругорамный кинотеатр. На одиннадцати вертикальных его экранах будет демонстрироваться новая, четвертая программа круговой кинопанорамы, состоящая из двух фильмов Центральной студии документальных фильмов: «Здравствуй, столица!» и «Возьмите нас с собой, туристы…». 

Фильмы впервые сняты новым оригинальным способом анаморфирования кадра по вертикали, изобретенным советскими специалистами Е. Голдовским и Б. Тимофеевым. На просмотре кругорамных кинокартин, снятых по этому способу, зритель ощущает значительный эффект присутствия. В этом вы убедитесь, когда посмотрите эти два цветных стереофонических фильма». Эффект присутствия сохранился и в 11-ти экранной системе. Помню как во время просмотра кругорамного фильма “Летом в Чехословакии” зрителей, и меня в том числе, начинало укачивать “при выходе из одной пражской пивной”. Создатели фильма, снимая это эпизод, несколько раз покачали камеру, и у зрителей возникало полное ощущение, что земля уходит из-под ног. Отечественная система круговой кинопанорамы и в первом и во втором варианте получила признание во все мире.

Н. Майоров. Первые в кино.