НАТАЛЬЯ ВИЦИНА

 

ПЕСНЯ О РОДИНЕ
2013-2015

Всемирная выставка в Париже, состоявшаяся в 1937 году, стала в некотором смысле кульминацией пропагандистских усилий советского режима по утверждению образа своего идеального человека. И, надо признать, что в тот момент эти усилия имели максимальный возможный успех. Безусловно, огромный вклад в этот успех внесли Вера Мухина со своей скульптурой «Рабочий и колхозница» и Григорий Александров с фильмом «Цирк». Оба получили Гран-при выставки и оба стали символами своей эпохи. Герои фильма живо демонстрировали превосходство советского человека над представителями других идеологий. Недаром актер Столяров, создавший образ супергероя (кстати, первым в кинематографе, на год раньше американского супермена из комикса), позировал Мухиной для скульптуры Рабочего. Подготовка к выставке была объявлена важнейшей политической задачей и осуществлялась под личным контролем Сталина. Итоги выставки преподносились, как триумф социалистического образа жизни, а произведения победителей фактически выдвигались в эталоны нового советского идеологического искусства. «Песня о Родине» из фильма рассматривалась в качестве одного из вариантов гимна СССР. Скульптура Мухиной стала символом Мосфильма. Таким образом была сделана серьезная заявка на замещение «гнилого» авангарда 20-х истинным пролетарским искусством. Почему события далекого 37-ого не оставляют нас безразличными сегодня? Что заставляет художницу бросить ретроспективный взгляд на эту эпоху?  Каждый увидит в работах свое. Ключевым становится слово «повтор». Иными словами, художник призывает нас пристально оглядеться и обнаружить, что многие окружающие нас явления современности имеют корни в нашем прошлом. Перекодируя знаки, тексты и символы Советской эпохи, Вицина формирует  современный ироничный контекст, вовлекая зрителей в смысловую игру. Она доводит ситуацию с конструированием модели идеального советского человека до абсолютного логического предела, разлагая ее на отдельные фрагменты (что, кстати, синхронизируется с историей мухинской скульптуры, которая, пережила несколько сборок и разборов до отдельных листов железа).

Наталья Вицина родилась в Москве, училась в МСХШ и в Училище памяти 1905 года на театральном факультете.  В 1984 году окончила МГАХИ им. В. И. Сурикова (отделение графики, мастерская политического плаката). Еще до поступления в институт начала работать по специальности (плакат и книжная графика) в советских издательствах. Является автором плакатов для многих советских и зарубежных фильмов, (в том числе таких режиссеров, как Андрей Тарковский, Никита Михалков, Эльдар Рязанов). Занималась живописью, была членом Московского Горкома художников-графиков на Малой Грузинской, участвовала в выставках  нонконформистов. С середины 80-х участвовала в выставках в Академии Художеств, Манеже, на Кузнецком мосту, в странах соц. лагеря. Была членом МОСХа (молодежная секция), cотрудничала с рядом галлерей, занималась преподавательской деятельностью. Еще одним направлением ее работы, стала современная скульптура, где в творческом союзе с художником Алексеем Душкиным были созданы арт-объекты, многократно отмеченные наградами (Серебряная медаль Российской Академии Художеств, Национальный приз Виктория и др.) . Произведения выставлялись в Государственном музее архитектуры им. Щусева, галлерее Paperworks, Малом Манеже, Музее современного искусства Гараж, Государственном центре современного искусства, находятся в частных и публичных собраниях (ГЦСИ, Музей кино, Музеон, и т.д.). Живет и работает в Москве.